Рассказывает Асотова Алла Валерьевна
Психолог детского медицинского центра «ЧудоДети»
Компьютерные игры в настоящее время стали реальной составляющей жизни большого количества детей, многие проводят за компьютерными играми часы и даже дни. Опасность компьютерных игр в настоящее время уже доказана учеными. Особенно важно понимать насколько этот вид занятий влияет на формирование личности ребенка, успеваемость в учебе и качество жизни в целом.
Изначально идея создания компьютерной модели реальной ситуации (компьютерной игры) очень нужная и позитивная. Компьютерная игра позволяет моделировать реальные ситуации, которые могут случиться в различных сферах жизнедеятельности человека. Через моделирование ситуаций и условий профессиональной деятельности мы можем выработать необходимые для успешного выполнения обязанностей навыки. Такого рода симуляторы могут применяться почти в любой профессиональной сфере – военной (симуляторы вождения, авиасимуляторы, тактические игры), экономической (финансовые симуляторы), технической (симуляторы сборки сложных конструкций) и в других видах деятельности. Симуляционные технологии предоставляют возможность проиграть заранее различные варианты действий сотрудников в определенных условиях, что позволяет обучиться правильным моделям действий. Компьютерные игры развивающего плана изначально создавались для облегчения работы педагогов-дефектологов и педагогов-психологов с детьми, имеющими ограничения в возможностях здоровья. С этой стороны компьютерные игры и симуляторы приносят только пользу.
Однако, развитие игровой индустрии и проникновение игр в нашу обычную жизнь, стало, как ни странно, проблемой для большого количества людей. Игровая зависимость — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и/или компьютерными играми. Впервые этот феномен был описан американскими учеными в 1983 году на примере аркадной игры Pac-Man. По данным исследований было выявлено, что по ряду признаков увлеченность этой игрой похожа на зависимость от психоактивных веществ. Игровая зависимость включена в проект 11-го перечня международной классификации болезней, что означает официальное признание данного состояния заболеванием. С этой точки зрения компьютерные игры наносят колоссальный вред как психическому, так и физическому здоровью человека!
Почему же так происходит и можно ли это как-то контролировать? Или избежать?
Существует несколько факторов, влияющих на развитие игровой зависимости. Во-первых, это особенности личности. У некоторых людей через игру может происходить компенсация нереализованных жизненных потребностей. Погружение в виртуальную реальность помогает добиться иллюзорной самореализации и защититься от внешнего мира, добиться состояния психологического благополучия, пусть на короткий срок. Например, если у человека нереализованные лидерские амбиции, потребность в контроле за окружающей его ситуацией, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и противоположным полом, он может реализовать все это в виртуальном мире. В виртуальном мире есть правила, которые игроки достаточно быстро осваивают, но, в отличие от реального мира, эти правила программа не нарушает. Более того, игроки находят лазейки, чтобы можно было эти правила обойти, что не влечет за собой какой-то ответственности перед обществом или другим человеком.
Ещё одну причину развития зависимости от компьютерных и мобильных игр некоторые ученые-аналитики видят в так называемой системе вознаграждения. Разработчики игр создают их таким образом, чтобы в процессе игры человек проходил определенный цикл действий, который включает в себя вознаграждение (приз, новый этап и т.д.), которое побуждает играть дальше. Ожидание такой награды вызывает химическую реакцию в организме человека, сопровождаемую выбросом дофамина — «гормона удовольствия».
Как понять что компьютерная зависимость уже сформировалась?
На самом деле этот вопрос должен находиться в сфере ответственности, прежде всего, родителей и близких человека, страдающего игровой зависимостью. Потому что чаще всего игроманы не признают наличия у себя зависимости и многие воспринимают агрессивно любые попытки нарушить их сложившийся жизненный уклад. Самое главное в этом случае – дать человеку понять, что он нуждается в помощи. В настоящее время врачами и психологами разработаны критерии для диагностики зависимости от компьютерных игр (DSM). Этот небольшой опросник позволяет выявить степень приверженности к компьютерным играм:
- Вы много думаете об игре, даже если занимаетесь другими делами, и планируете, когда сможет поиграть.
- Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.
- Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.
- Вы понимаете, что должны сократить время игры, но не можете себя контролировать.
- Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр.
- Вы продолжаете играть, даже если осознаете негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.
- Ребенок лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в игре.
- Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.
- Из-за игры есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.
Далее расчет ведется по баллам – положительный ответ – 1 балл. Если Вы ответили положительно хотя бы на 1-2 вопроса, то уже можно говорить об игровой зависимости. Критерии анализа ответов следующие: 1-2 балла – лёгкая зависимость от игр (такой показатель у ~15-20% людей), 3-4 – средняя зависимость (5-15% людей), 5-7 баллов – тяжёлая зависимость (у 1-2% людей), 7-9 – очень тяжёлая форма зависимости.
Какие последствия возникают от игровой зависимости?
Сами игроки часто не замечают своих проблем, их видят в основном окружающие. Наличие игровой зависимости часто не осознается человеком, но у него определенно есть проблемы, которые видят и чувствуют окружающие:
- нарушения самоидентификации человека, когда он из члена семьи вдруг начинает ощущать себя не реальной личностью, а компьютерным персонажем;
- нарушения волевого контроля;
- снижение числа контактов с реальным внешним миром, что приравнивается к нарушению семейной и социальной адаптации;
- общая деградация личности – отсутствие гигиены, снижение ответственности в отношении бытовых дел и рабочих (учебных) обязанностей;
- нарастающее количество долгов и кредитов;
- ухудшение физического состояния – снижение зрения, избыточный вес и проблемы с позвоночником.
Что же делать тем, кто понимает, что у него или у его родственника/друга игровая зависимость?
В первую очередь необходимо обратиться к психологу или врачу-психиатру. И в данной ситуации необходимо отбросить сомнения по поводу обоснованности такого обращения, ведь речь идет о спасении жизни человека. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям вплоть до смерти от истощения. Важно, если это Ваш родственник или друг, постараться наладить контакт с ним и постараться вовлечь его в сферу жизненных интересов, убедить вместе противостоять такой пагубной привязанности. Поскольку игровая зависимость может быть приравнена по силе зависимости от психоактивных веществ, избавиться от нее достаточно сложно, но это возможно. Главное – вера в себя, в свое будущее и поддержка специалистов и близких людей!