Вода – Идеальная развивающая среда для ребёнка. Когда и как начинать «водную жизнь» малыша, рассказывают специалисты по акватерапии и грудничковому плаванию детского медицинского центра «Аква-доктор плавание» Группы Компаний «ВИРИЛИС».
- начинать занятия грудничковым плаванием можно, как только у младенца заживёт пупочная ранка, обычно это возраст 3‑4 недели от рождения. Но каждый новорождённый – индивидуальность, со своими потребностями и своими особенностями, поэтому, прежде чем начинать регулярные развивающие занятия в воде, следует проконсультироваться с наблюдающими ребёнка педиатром и неврологом. В нашем медицинском центре за индивидуальную программу плавания каждого малыша отвечает врач ЛФК. Именно этот специалист анализирует заключение невролога, педиатра, данные НСГ и остальных УЗ-исследований и, учитывая все эти данные, а также принимая во внимание анамнез и результаты осмотра ребёнка, продумывает индивидуальную программу для занятий. Важно выяснить, какие упражнения необходимы для развития малыша в данный момент, а какие пока лучше исключить или отложить на более поздний период. Врач также дает рекомендации, как подготовиться с малышом к началу занятий и какую гимнастику делать перед водными процедурами;
- желательно заниматься плаванием регулярно, 2‑3 раза в неделю. Важно правильно подобрать время посещений, чтобы малыш оказывался в воде примерно спустя час после кормления и за час до следующего. При этом если ребёнок будет сонным, занятия не пойдут на пользу, поэтому утренние часы будут комфортными для «жаворонков», вторая половина дня – для «сов»;
- перед занятием в воде полезно делать поглаживающий массаж, сгибание и разгибание ручек и ножек, рефлекторные упражнения для спины, стоп и конечностей, занятия на фит-боле. Благодаря такой «разминке» ребёнок будет чувствовать себя в воде более комфортно;
- в первые месяцы лучше всего, если взрослый находится в воде вместе с ребёнком, чтобы малыш был на уровне пояса или груди держащего его человека. Месяцев до трёх, пока малыш не научился держать голову самостоятельно, следует поддерживать его подбородок и затылок руками и располагать тело в воде так, чтобы в воде было погружено 2/3 тела ребёнка (примерно от носочков до уровня лопаток) при плавании на животе. При плавании на спине родители поддерживают ребёнка двумя руками под спинку, располагая голову малыша на своих предплечьях, при этом не надо бояться погружать ушки ребёнка под воду. Круги для шеи или «плавающие» шапочки здесь не пригодятся – они приучают к неправильному положению тела в воде и могут спровоцировать повреждение шейного отдела позвоночника;
- как правило, в первые недели у новорождённых сохраняется рефлекс задержки дыхания под водой. Однако если родители хотят учить младенца нырять, необходимо обязательно не только проконсультироваться, но и получить разрешение у невролога на погружение ребёнка под воду. Первые занятия обязательно должны проводиться специалистом-инструктором по грудничковому плаванию;
- нередко поначалу погружения в воду сопровождаются криком и слезами малыша. Не стоит сразу же прекращать занятия: все дети разные, а плач для младенца – один из немногих способов показать, что с ним что-то происходит, как-то отреагировать. Однако важно, чтобы сопровождающий взрослый сохранял хорошее настроение и был уверен в том, что делает, – тогда через несколько попыток ему наверняка удастся заинтересовать младенца новым занятием;
- после купания важно хорошо вытереть малыша, просушить все складочки, промокнуть ушки, одеть его и не менее получаса оставаться с ним в сухом и тёплом помещении.
Материал статьи журнала «Мамин-Папин» апрель 2016